Традиция ши и Конфуций

Семья Конфуция принадлежала к низшему слою аристократии, к так называемым ши. Дело в том, что в знатных родах право наследования титула принадлежало только старшему сыну. Младшие сыновья получали титул рангом ниже и через несколько поколений их потомки могли и вовсе превратиться в простолюдинов. Постепенно в чжоуском царстве возникла значительная прослойка отпрысков знатных родов, которые не имели уделов и титулов. Их называли ши. Таким ши был отец Конфуция. Чжоуское общество отличают такие традиционные особенности как институт дарения и дарообмена, предпочтение личного престижа богатству в рядах аристократии, разработанная система этикета для каждого на иерархической лестнице общества. Религия постепенно стала превращаться в этику, а священные мифы превратились в историческую хронику, имеющую воспитательный характер. Воля Неба была беспристрастна и вскоре народ был объявлен ее глашатаем. Небо скорее понималось как проводник всеобщего порядка движения и развития мира и человека, порядка как нравственного, так и космического. Отсюда выстраивание смысловой линии поведения отдельного китайца, который через свою жизнь должен был осуществить заложенный порядок, соответствовать движению мира. Как пишет В.Малявин: «Они ждали не откровения, а благоприятного момента. Не милости божией, а своего часа».

Постепенно нравственные устремления чжоуской знати превращались в фарс, за которым скрывались люди с низкими моральными нормами поведения. В отличие от высшей знати слой ши все же стремился придерживаться традиции воспитания в себе высоконравственных качеств. Ши со всей серьезностью относились к сохранению традиции, поэтому они зачастую занимались интеллектуальным трудом, так как только это позволяло им заслужить должное уважение и их господинов и общества в целом. Ши нашли себя в дипломатии, воинском искусстве, умении вести хозяйство, искусстве словесности, науках, морали. Ши сформировали для себя образ идеального человека – «цзюнь цзы», что буквально переводится как «сын правителя» или «младший господин», что соответствовало их социальному статусу. Главная добродетель цзюнь-цзы – это преданность страшему, своему господину. Ши – это служилые люди, готовые пойти на смерть за своего господина и всячески соревнующиеся друг с другом в различных умениях. Именно в традициях служилых людей воспитывался Конфуций и именно их популярность в дальнейшем будет способствовать известности Учителя Куна. Но Конфуций во многом развил эти традиции и придал некоторым из них новое звучание, сделав их более универсальными.

Конфуций
(с) 2008. Жизнь Конфуция, его труды. Философия Древнего Китая.
Все вопросы и предложения направлять администратору сайта admin@confuzio.ru
Веб-дизайнеру web@confuzio.ru

Rambler's Top100