Эпоха Конфуция

Период, в который жил и действовал Конфуций традиционно обозначается как Чжаньго или «период борющихся царств» (V-III вв. до н.э.). В предыдущий период Чуньцю (VIII-VI вв. до н.э.) шел процесс становления феодальной структуры Древнего Китая. С конца VII в. до н.э. данная феодальная структура вступила в полосу стагнации. Все эти процесс явились предпосылками для создания в дальнейшем сильной централизованной имперской бюрократической структуры.

Таким образом, изменения требовались и китайские правители это понимали. Так в период Чуньцю сложилось две концепции гармонии и порядка. Первая назвалась Чжоу-Лу, вторая – Ци-Цзинь.

Естественно модель Чжоу-Лу связана с великим домом Чжоу (домен вана (царя)), сыгравшим важную роль в китайской истории. Династия Чжоу была основана У Ваном, вождем племени чжоусцев, который в 1027 г. до н.э. разгромил государство Инь и объединил Северный Китай.

Так вот, в период Чуньцю, величие этого дома осталось в прошлом. Это было источником идеализации прошлого, стремления сохранить традиционные устои, так как право властвовать должно даваться только в этом священном доме. Именно здесь возможно и разрабатывалась официальная идеология.

Провинция Лу достаточна известна, так как является уделом великого Чжоу-гуна и родиной Конфуция. Правители Лу, как и дом ванна пытались сохранить традицию. Таким образом, чжоу-луская модель – это уважение традиций, почитание мудрости древних, уважение наследственной аристократии с ее кланами, культивирование этических принципов аристократии, популяризация патерналистской формулы государственности (государство-семья; правитель-отец родной), культ древности. По перечисленным принципам видно, что это напоминает конфуцианство, поэтому ученые часто эту модель называют протоконфуцианской моделью общества и государства.

Вторая модель, ци-цзиньская, ориентировалась, главным образом, на реальное соотношение сил в государстве и власть силы, стремилась к реформам, даже таким, которые могут привести к забвению традиций или их разрушению.

В середине I тысячелетия до н.э. Китай должен был выбрать модель дальнейшего развития. Тем более, что это было время, когда происходили серьезные социально-экономические изменения, когда появлялись новые слои общества и отмирали старые. Выбрать правильный путь можно было только сосредоточившись на размышлениях о реальности и традициях. Этим как раз и стали заниматься все ученые мужи того времени. Одним из таких и был Конфуций, которому импонировала первая модель, в рамках которой он собственно и был воспитан.

Конфуций
(с) 2008. Жизнь Конфуция, его труды. Философия Древнего Китая.
Все вопросы и предложения направлять администратору сайта admin@confuzio.ru
Веб-дизайнеру web@confuzio.ru

Rambler's Top100