Воспитание детей в Китае: от времён Конфуция до современности

Согласно традициям, воспитание детей начиналось с рождения. Несмотря на принятые в других странах более свободные стили воспитания, воспитание детей в Древнем Китае всегда было очень ранним. Считалось, что когда ребенок уже может донести до рта руку, следует отучать его от груди и начинать учить его есть самостоятельно. Однако раннее воспитание было ненавязчивым.

В условиях большой китайской семьи жили люди нескольких поколений, поэтому ребенок любого члена семьи считался драгоценностью всего клана. В такой семье принято было, чтобы старшие дети заботились о младших братьях и сестрах. Они все вместе играли во дворе или на улице. Обычно это были несколько простых игр, в которых могли участвовать несколько детей: мяч с перьями, «камушки», «волки и овцы». Однако когда детям исполнялось семь лет, все игры сразу заканчивались. С этого возраста в Древнем Китае начиналось систематическое воспитание и обучение детей в школах.

Крупные кланы и влиятельные семьи имели храмы предков, находившиеся в поместьях родных провинций. Храм предков помимо поклонения также предназначался для обучения детей, то есть его использовали как школу. Причем обучаться могли все члены клана из различных семей, в независимости от их нынешнего статуса или материального положения. В Древнем Китае образование было подчинено государственным целям, все граждане считались равными друг другу по рождению, поэтому каждый имел право на образование.

В культуре Древнего Китая семейное воспитание дополнялось образованием. При обучении первоочередное значение исходно придавалось изучению истории, так как именно на материале конкретных исторических прецедентов и их последствий легче всего научить человека распознавать добро и зло, привить ему стремление к добродетелям и внушить ему страх перед пороками. Кроме истории в школах Древнего Китая детей обучали основным понятиям и представлениям о мироздании. Изучали три начала: небо, землю, человека; четыре времени года и четыре части света. Давалось представление о теории пяти элементов и пяти добродетелях. Изучали основы музыки и ритуалов, норм социального поведения.

Воспитание мальчиков традиционно было более сложным и важным по сравнению с воспитанием девочек. Мужскую половину учили вежливости и знакомили с календарем, учили песням нравственного содержания. Девочкам в Древнем Китае было достаточно научиться быть скромными, послушными и получить навыки ведения домашнего хозяйства.

Наибольшее влияние на развитие педагогики и воспитания, а так же в культуру Древнего Китая оказали идеи Конфуция и его последователей. Конфуций отмечал, что возможности человека от природы неодинаковы. Идеально воспитанный человек должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, почтительностью, правдивостью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая мысль о всестороннем развитии личности, где приоритет отдается нравственному началу. В конфуцианстве всегда исключительное значение придавалось семье и нормам семейного общежития. По образу семьи в древнем Китае должны были строиться и взаимоотношения людей по социальной вертикали. В данном случае император Поднебесной является отцом, а подданные и народ — его дети.

К примеру, Чжугэ Лян (181-234 г.н.э.) был известным политиком и военным стратегом Древнего Китая. В 54 года он написал популярную книгу под названием «Рекомендации для моих детей». Чжугэ Лян посвятил ее своему восьмилетнему сыну Чжугэ Чаню. В этой книге он подытожил свой жизненный опыт, а также описал ответственность, возложенную на детей. В этой книге он просит своих детей быть миролюбивыми, постоянно совершенствовать себя и смотреть внутрь себя. Он сказал, что для того, чтобы стать благородным и достичь нравственного благочестия, человек должен вести скромный образ жизни. Чтобы достичь истинной мудрости, человеку необходимо быть спокойным и усердным. Чтобы достичь успеха в самосовершенствовании, человек должен быть непреклонным.

Таким образом, особенностью воспитания детей в Древнем Китае являлась многосторонность образования с упором на развитие и совершенствование нравственных качеств. Помимо общих представлений о мире и истории, обучение в Древнем Китае предусматривало воспитание эрудированного, вежливого, обладающего внутренним самоконтролем человека. Большое значение уделялось способности заглянуть внутрь себя и установить гармонию в своей душе. В основе отношений лежало, прежде всего, уважение младших поколений к старшим. Благодаря этому в древние времена достигалось приобретение большого терпения, сдержанности и самообладания, которое было свойственно всему китайскому народу.

Конфуций
(с) 2008. Жизнь Конфуция, его труды. Философия Древнего Китая.
Все вопросы и предложения направлять администратору сайта admin@confuzio.ru
Веб-дизайнеру web@confuzio.ru

Rambler's Top100